Идея строительства нового железнодорожного отрезка от Усть-Каменогорска до Шара родилась еще в советское время. Но все откладывали и откладывали…
Несколько лет назад при поддержке Восточно-Казахстанского акимата в области приступили к разработке проекта новой железной дороги. Важность и экономическую целесообразность пути оценили и в правительстве. Однако денег на осуществление проекта в бюджете не было. И тогда возникла идея использовать механизм государственно-частного партнерства.
– Это была большая юридическая работа, – рассказал Сержан Мендыбаев, член правления АО «Досжан Темир Жолы», директор дирекции по строительству новой железнодорожной линии. – Опыт государственно-частного партнерства с успехом применяется в Чили, Испании, других странах. Но в нашей республике прецедентов не было. Нам пришлось инициировать закон о концессиях, разработать механизм выпуска инфраструктурных облигаций, оформить массу юридических тонкостей. Другими словами, создать законодательную базу.
Общая стоимость проекта – 20 млрд тенге, однако в этой сумме нет ни тиына государственных средств. В качестве инвестиций в новую железную дорогу были привлечены (впервые в финансовой практике Казахстана!) средства пенсионных фондов. АО «ДТЖ», как одна из ведущих сильных стабильных компаний, получила право разместить на бирже свои ценные бумаги. А фонды смогли вложить «перегретые» активы в облигации под поручительство государства. По договору все свои затраты компания должна вернуть в течение 20 лет, владея дорогой на концессионной основе.
Эксперты уже назвали проект прорывным, подчеркивая, что это первый опыт приобретения государством крупного дорогостоящего объекта без вложения государственных денег. Двадцать миллиардов тенге сохранены для бюджета, а значит, для решения насущных социальных проблем. Правительство поддержало важную стройку, только предоставив налоговые преференции и помощь в проектировании и экспертизе. Через 20 лет, по окончании срока концессии, АО обязано передать объект в собственность республики. Полностью все 153 километра со зданиями, сооружениями, энерго-снабжением, связью…
Экономический импульс
Новый магистральный участок Усть-Каменогорск – Шар несет региону много преимуществ. Сокращается дальность перевозок: в южные регионы на 300 км, а в северные и центральные – на 100. Исчезает необходимость двойного пересечения российской границы и, соответственно, прохождения дополнительных таможенных процедур. Отправители грузов, крупные предприятия, получают существенную экономию средств.
Почти на 10 часов сокращается время пассажирских перевозок. Сейчас, например, все, кто следует из Алматы в Усть-Каменогорск, выходят на промежуточной станции в Жарминском районе и добираются до города на автобусах или такси, потому что поезд делает 10-часовой крюк в сторону России. Новая дорога сделает такую пересадку ненужной.
В акимате ВКО прогнозируют создание вдоль новой дороги ряда производств. И это не просто мечты. Магистраль открывает возможности для регулярных масштабных перевозок продукции, которые раньше в этой части Восточного Казахстана были невозможны. Между станциями Шар и Ауэзов уже начинается строительство крупного цементного завода с объемом миллион тонн в год! Соответственно, этот объект повлечет за собой развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест.
Дорогу с нетерпением ждут местные золотодобывающие предприятия. Дело в том, что семипалатинские, аягозские и жарминские степи прячут множество золотоносных месторождений. Однако до сих пор инвесторы стороной обходили, казалось бы, заманчивые проекты. Огромные затраты и риск перевозок автотранспортом делали их разработку нерентабельной. Железная дорога решает эту проблему, а значит, дает новый импульс золотодобыче в Восточном Казахстане.
Новая дорога выгодна и для эксплуатационников. Она долго не потребует капитального и текущего ремонта, а кроме того, полотно проложено по рельефу со значительно меньшим уклоном, чем на старом маршруте. Это позволит увеличить вес составов без дополнительной тяги.
– Это как река, – заметил господин Мендыбаев. – Пришла вода – началась новая жизнь. Вот мы строим возле районного центра Молодежное разъезд, а сама жизнь подсказывает, что здесь необходим траспортно-логистический центр. И вдоль дороги вполне может появиться еще ряд предприятий.
Несколько лет назад при поддержке Восточно-Казахстанского акимата в области приступили к разработке проекта новой железной дороги. Важность и экономическую целесообразность пути оценили и в правительстве. Однако денег на осуществление проекта в бюджете не было. И тогда возникла идея использовать механизм государственно-частного партнерства.
– Это была большая юридическая работа, – рассказал Сержан Мендыбаев, член правления АО «Досжан Темир Жолы», директор дирекции по строительству новой железнодорожной линии. – Опыт государственно-частного партнерства с успехом применяется в Чили, Испании, других странах. Но в нашей республике прецедентов не было. Нам пришлось инициировать закон о концессиях, разработать механизм выпуска инфраструктурных облигаций, оформить массу юридических тонкостей. Другими словами, создать законодательную базу.
Общая стоимость проекта – 20 млрд тенге, однако в этой сумме нет ни тиына государственных средств. В качестве инвестиций в новую железную дорогу были привлечены (впервые в финансовой практике Казахстана!) средства пенсионных фондов. АО «ДТЖ», как одна из ведущих сильных стабильных компаний, получила право разместить на бирже свои ценные бумаги. А фонды смогли вложить «перегретые» активы в облигации под поручительство государства. По договору все свои затраты компания должна вернуть в течение 20 лет, владея дорогой на концессионной основе.
Эксперты уже назвали проект прорывным, подчеркивая, что это первый опыт приобретения государством крупного дорогостоящего объекта без вложения государственных денег. Двадцать миллиардов тенге сохранены для бюджета, а значит, для решения насущных социальных проблем. Правительство поддержало важную стройку, только предоставив налоговые преференции и помощь в проектировании и экспертизе. Через 20 лет, по окончании срока концессии, АО обязано передать объект в собственность республики. Полностью все 153 километра со зданиями, сооружениями, энерго-снабжением, связью…
Экономический импульс
Новый магистральный участок Усть-Каменогорск – Шар несет региону много преимуществ. Сокращается дальность перевозок: в южные регионы на 300 км, а в северные и центральные – на 100. Исчезает необходимость двойного пересечения российской границы и, соответственно, прохождения дополнительных таможенных процедур. Отправители грузов, крупные предприятия, получают существенную экономию средств.
Почти на 10 часов сокращается время пассажирских перевозок. Сейчас, например, все, кто следует из Алматы в Усть-Каменогорск, выходят на промежуточной станции в Жарминском районе и добираются до города на автобусах или такси, потому что поезд делает 10-часовой крюк в сторону России. Новая дорога сделает такую пересадку ненужной.
В акимате ВКО прогнозируют создание вдоль новой дороги ряда производств. И это не просто мечты. Магистраль открывает возможности для регулярных масштабных перевозок продукции, которые раньше в этой части Восточного Казахстана были невозможны. Между станциями Шар и Ауэзов уже начинается строительство крупного цементного завода с объемом миллион тонн в год! Соответственно, этот объект повлечет за собой развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест.
Дорогу с нетерпением ждут местные золотодобывающие предприятия. Дело в том, что семипалатинские, аягозские и жарминские степи прячут множество золотоносных месторождений. Однако до сих пор инвесторы стороной обходили, казалось бы, заманчивые проекты. Огромные затраты и риск перевозок автотранспортом делали их разработку нерентабельной. Железная дорога решает эту проблему, а значит, дает новый импульс золотодобыче в Восточном Казахстане.
Новая дорога выгодна и для эксплуатационников. Она долго не потребует капитального и текущего ремонта, а кроме того, полотно проложено по рельефу со значительно меньшим уклоном, чем на старом маршруте. Это позволит увеличить вес составов без дополнительной тяги.
– Это как река, – заметил господин Мендыбаев. – Пришла вода – началась новая жизнь. Вот мы строим возле районного центра Молодежное разъезд, а сама жизнь подсказывает, что здесь необходим траспортно-логистический центр. И вдоль дороги вполне может появиться еще ряд предприятий.
Большая стройка
Сооружение магистрали началось в 2005 году. За два года строители провели 4 млн кубов земляных и 1,2 млн кубов буровзрывных работ, поставили 14 мостов, 3 крупных путепровода, 95 водопропускных сооружений, 160 км железнодорожных путей, 60 км снегозащитных пятиметровых бетонных заборов, около 200 объектов промышленно-гражданского строительства, две ЛЭП...
Рельеф Восточного Казахстана внес много сложностей в строительство дороги. Железнодорожный транспорт не может резко подняться в гору или спуститься с косогора. Необходимы плавные, постепенные перепады. Чтобы найти единственно верный план, геодезистам и проектировщикам пришлось перебрать десятки вариантов!
В целом на сооружении объекта работали порядка 50 подрядных организаций, большую половину которых составили местные компании.
В дирекции «Досжан Темир Жолы» не без гордости продемонстрировали модели жилых домов, предназначенных для сотрудников вокзалов, станций, разъездов. Картинка! Современный двухквартирный дом с биологической очисткой, холодным и горячим водоснабжением, улучшенной комфортной планировкой. В интересном архитектурном стиле выполнены служебные здания и корпус вокзала в Шалабае. Всего на обслуживании дороги будет задействовано 230 работников. Если прибавить членов семей, получится около полутора тысяч человек, которым будут предоставлены достойные условия жизни, стабильная работа, стабильная зарплата.
Линия Усть-Каменогорск – Шар – одна из немногих в Казахстане, где проложен новый волоконно-оптический кабель. Внедряется система автоматической блокировки. Это принципиально иная схема! Вместо привычных семафоров, когда составы на разъездах вынуждены ждать, пока освободится перегон, система автоблокировки позволяет поездам идти один за другим, с небольшим промежутком времени. Автоблокировка, основанная на микропроцессорной технике, исключает колоссальные простои на дорогах.
Стыковка обеспечивает сквозное рабочее движение. Теперь строители могут пустить грузы и рабочие бригады по всему участку. Через два месяца начнется его временная эксплуатация. Она необходима, чтобы обкатать путь, обучить людей, обжить новые станции, устранить возможные недоработки. И только после этого, в конце лета 2008 года, новая железная дорога будет сдана в постоянную эксплуатацию.
Комментарии
Оставить свой комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, личная регистрация занимает не более 1 минуты.
Если Вы уже зарегистрировались, авторизуйтесь.
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте