В данной статье поговорим о Вознесенском кафедральном соборе, который давно и по праву входит в число главных городских достопримечательностей города Алматы, являясь своеобразной визитной карточкой. Разумеется, вокруг него, как и любого культового объекта, существует множество легенд, которые живы и по сей день.
26 сентября 1903 года в Пушкинском саду (сейчас он носит название Парк имени 28 героев-панфиловцев) прошла закладка храма. Строили его с 1904 по 1907 год. До сих пор вызывает множество споров авторство собора. Кто же придумал и спроектировал главный православный собор Верного? Народная молва прочно закрепила авторство за Андреем Павловичем Зенковым. Ревнители справедливости, впрочем, тут же определили ему лишь место «прораба», зачислив в архитекторы Поля (Павла Васильевича) Гурдэ. На самом деле Вознесенский собор – плод коллективного творчества. И авторами первоначального проекта являются московские архитекторы Сергей Константинович Тропаревский и Константин Аркадьевич Борисоглебский. К тому времени они уже участвовали в проектировке нескольких московских храмов и в Верный приехали на подработку.
Впрочем, Тропаревский и Борисоглебский участвовали лишь в «бумажном» этапе создания храма, ибо в 1902 году, за несколько лет до начала строительства собора, они покинули Семиречье. А вот доводить проект до ума действительно пришлось Андрею Зенкову и Полю Гурдэ. Разрисовкой храмовых стен и иконописью занимался будущий классик и основоположник изобразительного искусства в Казахстане Николай Гаврилович Хлудов.
Строительство собора было закончено в 1906 году – как раз в тот период, когда в искусстве Российской империи правил бал модерн. Но модерн бывает разный. В случае с Вознесенским собором это эклектика, реконструкция старинных неклассических стилей. С одной стороны, это классический православный пятикупольный собор. Во время строительства был популярен такой вид модерна, как неорусский стиль (или, как его еще называли, «а-ля рюс» или «византийщина»). Об этом свидетельствует раскраска купола. Но если присмотреться к нему внимательнее, мы видим черты классического ампира – если убрать купола и кресты, то нам явится классическая русская усадьба начала XIX века. Ну а витражи – явный признак неоготики!
По-прежнему живучи в народе слухи про подземные ходы от храма к Дому офицеров. Реставраторы, работавшие в храме в 70-х годах, все перерыли, но никаких ходов не нашли. Но самым главным среди всех слухов, конечно же, является тот, без которого, наверное, не обходится ни одна обзорная экскурсия по городу. Каждый алматинец знает и гордится тем, что Вознесенский собор построен «без единого гвоздя». Этот слух не без гордости десятилетиями повторяется на все лады, хотя он является чистой воды мифом. Впрочем, этот миф родился не на пустом месте, ибо инженерные решения поражают своей гениальностью даже сегодня. Ведь то, что собор выдержал сильное, в 9–10 баллов землетрясение 1911 года, – чистейшая правда!
По рассказам известного казахстанского архитектора Алмаса Ордабаева, принимавшего участие в реставрации собора: В 70-х годах прошлого века органами охраны памятников решено было провести реставрацию памятника архитектуры, так как прошло более полувека со времени его сооружения. Но никто не ожидал, что оно находится в аварийном состоянии. Это выяснилось в ходе обследования здания. Когда он забрался на леса и сколупнул штукатурку у входящего угла здания, архитектора обдал жуткий запах гниющего дерева. Годами вода с кровли собора стекала без водометов прямо по стенам. Особенно много было подтеков во входящих углах здания. Желая проверить, насколько глубоко прогнили брусья, он стал соскабливать труху, но рука без всяких усилий оказалась внутри собора. Достаточно было небольшого землетрясения, чтобы собор рухнул. Не дожидаясь завершения длительного процесса исследований, Алмас Ордабаев ускорил конструктивные работы здания. Необходимо было в срочном порядке заменить все прогнившие брусья. Реставрация заняла несколько лет, и все боялись, что даже слабое землетрясение в 3–4 балла может разрушить собор. Вся бригада искала документы, чертежи, связанные с постройкой. Давали объявления в газетах. Но, увы, архив Андрея Зенкова не сохранился. Говорили, что все его бумаги выкинула его вторая жена, с которой у архитектора были сложные отношения. В процессе реставрации архитекторы провели обследование основания и фундамента. Знания строительных приемов антисейсмического строительства, почерпнутые из опыта среднеазиатских мастеров, их просто поразили! Секрет надежного основания – многослойная заливка в траншеи хорошо очищенной глины. Обычно наши грунты – суглинки – при замачивании сжимаются. А заливка жидкой глины в несколько слоев – пока один не высохнет, следующий не заливается – создает глиняную подушку, которая никогда не проседает. А чтобы погашать боковые сейсмические удары, придуманы смягчающие устройства в траншеях в виде валунов, песка и гальки. Кроме того, архитекторов восхитило то, насколько хорошо Зенков просчитал усадку здания – практически до нескольких сантиметров!
Отдельно нужно сказать и о вентиляции колонн, которую продумал Андрей Павлович Зенков. Дело в том, что колонны собора сделаны из брусьев, как и все здание. Сечение колонн представляет собой своего рода трубу, по которой поднимается воздух, поступающий по подпольным продухам. Когда в 70-е годы вскрывали эти колонны, то опешили: древесина была в идеальном состоянии – ни плесени, ни жучков! А какая лепнина? Как оказалось, сделана она была из папье-маше, имитирующего гипс. Это значительно облегчало конструкцию здания, что было крайне важно в условиях высокой сейсмичности. Нельзя не сказать и о конструкции купола. Это своего рода имитация. Перекрытие главного помещения храма выполнено по балкам, а центральная опора купола опирается на перекрестие балок не непосредственно дерево в дерево, что было бы опасно, а с применением гибкого металлического шарнира. Чтобы усилить стеновые конструкции храма, брусья из тянь-шаньской ели пронизаны длинными нагелями.
По материалам: http://history.voxpopuli.kz
Отредактировано: 1stroitelny.kz
Самые смешные фото, видео, анекдоты и истории!
Комментарии
Оставить свой комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, личная регистрация занимает не более 1 минуты.
Если Вы уже зарегистрировались, авторизуйтесь.
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте