2. Что такое саккады?
3. Как видеоэкология помогает исцелению организма?
В продолжение темы об устройстве альпийских горок на приусадебном участке, мы от общих понятий и подготовительных работ переходим непосредственно к процессу строительства, которое, безусловно, начинается с детальной проработки дизайна будущего альпинария.
Позволим себе небольшое, но любопытное отступление. Начав статью, автор вспомнил, как несколько лет назад работал над интереснейшей темой, которой очень захотелось поделиться с читателями. Тем более, что эта тема имеет непосредственное отношение к ландшафтному дизайну.
Случалось ли вам наблюдать сады, парки, клумбы и альпийские горки – на первый взгляд, безупречные и даже роскошные, но, тем не менее, оставляющие не самое лучшее впечатление? Бывает, пышно цветущий сад, просто, как говорится, «не цепляет», а порой и вовсе вызывает раздражение. Скорее всего, гнетущие ощущения у зрителя возникают потому, что при устройстве ландшафтных композиций авторам не хватило не только хорошего вкуса, но и элементарного понимания особенностей зрительного восприятия человека.
Долгие годы изучая эти самые особенности, доктор биологических наук, академик РАМН Василий Филин вывел прямую взаимосвязь между визуальной средой, которая окружает человека, и его самочувствием. В 1989 году новое направление в науке получило название «видеоэкология» - от слов «видео» - все то, что человек видит с помощью органа зрения, и «экология» - наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой.Основана видеоэкология на концепции об автоматии саккад. Саккада – это, говоря упрощенным языком, быстрые движения глаз, не улавливаемые сознательным разумом.
Автоматией саккад называется свойство глазодвигательного аппарата человека совершать быстрые движения глаз непроизвольно, в определенном ритме в бодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов и во время парадоксальной стадии сна. До научно обоснованной академиком Филиным концепции возникновение саккадических движений глаз рассматривалось как совершенно ясный (почти сознательный) процесс, обусловленные некими побудительными причинами. К примеру (да простят меня авторы концепции за грубое сравнение), есть зрительный объект – есть зрительная реакция на него и соответствующее движение глаз.
Однако все не так просто. Если опустить научную терминологию и сложные вычисления, механизм нашего зрительного восприятия сводится к следующему. Во-первых, мы не отдаем себе отчета в том, каким образом происходит движение глаз, и что собой представляет внутренняя психологическая работа по восприятию зрительных образов. Например, расстояние до предметов мы оцениваем с помощью бинокулярного зрения. Мозг при этом постоянно сравнивает напряжение мышц каждого глаза. А определенные линии в пространстве заставляют глаз двигаться медленнее или быстрее. Между тем, в отличие от работы мышц рук или ног, которая совершенно четко воспринимается сознанием, работа мышц глаза подсознательная. И результат ее проявляется в нашем сознании в виде различных чувств и эмоций, которые обозреваемый ландшафт (или объект) вызывает.
На уровне инстинктов в нас, как и в любом другом живом существе,заложена потребность постоянно оценивать уровень опасности в окружающей обстановке. Мы редко отдаем себе отчет, но острые линии и прямые углы (их называют «тайные стрелы») вызывают у нас тревогу и дискомфорт.
Обращали ли вы внимание, что в природе нет прямых углов? Как нет двух абсолютно похожих друг на друга элементов – травинок, листиков, камней, даже людей и животных? А теперь оглянитесь вокруг – на урбанизированную среду в которой мы живем: изобилие одинаковых архитектурных решений, прямых углов, унылых серых поверхностей…
При вертикальном перемещении взгляда у нас работают одни мышцы глаза, а при горизонтальном – другие. Если глаза чрезмерно часто движутся в одном направлении (а к этому как раз и побуждают визуальные объекты наших городов), глазные мышцы устают точно так же, как руки при монотонной работе. Но и здесь мы не можем осознавать этой усталости. Она проявится в ухудшении настроения, головной боли, депрессии. Собственно, оздоровление визуальной среды нашего обитания – и есть краеугольный камень учения академика Филина. Дело в том, что за последнее столетие визуальная среда современных городов претерпела значительные изменения – не в лучшую сторону. Она изрядно «загрязнена» гомогенными и агрессивными визуальными полями, изобилием прямых линий, прямых углов и больших плоскостей, как говорилось выше. Такие условия в местах обитания человека приводят к росту числа психических заболеваний, увеличению количества людей, страдающих близорукостью и к ухудшению нравственности. За примером далеко ходить не надо – достаточно обратить внимание на некоторые наши микрорайоны, застроенные однотипными домами, со скудной растительностью и отсутствием красиво оформленных мест отдыха. Просто находиться там – сомнительное удовольствие. А каково жить?
Агрессивными визуальными полями основатель видеоэкологии называет поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на поверхности. К ним как раз относятся многоэтажные дома с большим количеством окон (значительное число одинаковых элементов), на котором глазу трудно определить, на какое окно он смотрит – ведь все совершенно одинаковые. Современная архитектура загромождает города геометрически выверенными небоскребами, где на огромной стене рассредоточено много одинаковых окон – от 500 и более. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно – это как ткань в горошек или мелкую полоску, от которой, что называется, в «глазах рябит». Человек может испытывать буквально физические страдания, не говоря уже об отсутствии эстетического наслаждения. Это происходит потому, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки (размер 20) приходится одновременно больше одного окна (его размер – менее 10). Бинокулярный аппарат глаз в таких условиях не может полноценно работать.
Между тем, в наших городах есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных визуальных полей. В качестве примера авторы концепции приводят Новый Арбат в Москве, состоящий из гигантских домов-книжек по одной стороне и башен с «гребенками» балконов – по другой (фото слева). Дом-книга как бы захватывает человека, и его глаза оказываются в плену гигантской геометрической структуры. Долго смотреть на стену-сетку, а уж тем более, любоваться ею – невозможно, т.к. глазу после саккады не на чем остановиться: акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди множества других глаз физически не может.
И эта удручающая тенденция – черта большинства современных городов. Основатель видеоэкологии предлагает рассмотреть панораму одного из крупнейших американских городов Сиэтла. На первый взгляд, его вид величествен и необычен. Но достаточно быстро вы заметите, что глаза «скользят» по фотографии вправо-влево, вверх-вниз, не находя опоры для взгляда. В этом главная опасность агрессивных полей разного размера – они «бьют по глазам», не давая возможности остановиться на чем-либо. Но и это излишне – все здания ясны в полном объеме с первого взгляда. Что тут рассматривать?
Отдавая должное техническому гению строителей, мы все же стремимся перевести взгляд на что-нибудь менее раздражающее. Например, бессмертные творения волшебника Антонио Гауди – любование ими вызывает чистую, почти детскую радость, а созерцание его работ никогда не надоедает.
Восприятие нами цвета также имеет свои закономерности. В наших глазах есть различные рецепторы, предназначенные для восприятия цвета и яркости. Например, за поток света и зрение в сумерках отвечают клетки, похожие на палочки. Другой вид рецепторов – колбочки – воспринимают цвета предметов. В нашем распоряжении три вида колбочек для восприятия основных цветов: красного, синего и желтого. Другие существа, например, пчелы, воспринимают цвет иначе, чем мы.
Что печально – агрессивные визуальные поля преследуют нас не только на улице. Дома мы снова оказываемся во власти строгих геометрических пропорций: оконные и дверные проемы, мебель, бытовая техника и даже ковры – сплошные прямые углы и четкие линии. Отчасти это продиктовано стремлением сэкономить пространство, но ущерб нашему здоровью такая среда наносит гораздо больший.
Стоит ли удивляться сообщениям о количестве самоубийств в больших городах или подростках, ни с того ни с сего берущих в руки оружие и стреляющих в своих сверстников?
Кстати, китайские мастера фен-шуй ничего о видеоэкологии не знали. Однако твердо верили, что злые духи движутся по прямой, и настоятельно рекомендовали избегать прямых линий и острых углов при планировке строений, садов и малых архитектурных форм.
Что же нам делать? Как защититься от визуальной агрессии?
Хорошо еще на этапе планирования квартиры (дома) отказаться от стандартных дверных и оконных проемов в пользу арочных сводов, предметы домашнего обихода, вплоть до ковров и дорожек выбирать с приятными зрительными акцентами, избегая прямых линий и геометрических рисунков. Всю домашнюю обстановку сразу заменить трудно, поэтому можно использовать различные визуальные приемы: накрывать мебель чехлами, покрывала, салфетками, вешать зеркала с мягкими обтекаемыми линиями.
А как эффективно использовать принципы видеоэкологии в планировании ландшафта на приусадебном участке? Рассмотрим в следующей главе.
Чувство гармонии от вашего альпинария у зрителя возникнет только в том случае, если линии сада и его цветовое решение будут сбалансированы, одни зрительные рецепторы не будут переутомляться в ущерб другим. Потому что, как и при любой физической нагрузке, при восприятии сада у человека должны быть задействованы все мышцы глаза и все рецепторы. Примером тому являются альпийские луга, сотворенные самой природой (на фото слева).
Чем ландшафтный дизайнер отличается от художника? Его полотно – все окружающее пространство, а инструменты и краски – это предметы, которые он размещает в определенном порядке. Тем более, стоит помнить, что альпийская горка – это живая, динамическая картина, которая постоянно меняется. В течение сезона она будет менять не только краски, но и возможно, очертания. Поэтому заранее продумайте, какие растения будут цвести вместе, какие – выйдут на сцену после. Во все сезоны в альпинарии должны быть яркие пятна.
Будьте готовы к тому, что некоторые растения начнут чрезмерно разрастаться (нередко самые красивые из них имеют сорняковую природу), а другие погибнут. Диссонанс, который будет возникать время от времени, вам придется подправлять: некоторые элементы менять местами, подсаживать новые растения и искать для них место, избавляться от погибших. Содержание альпинария – очень хлопотный и непрерывный процесс. Более подробно об этом было описано в статье "Приусадебный участок своими руками". В этом процессе дизайн, установка камней и первичная посадка растений – всего лишь начальный этап.
Планируя размещать альпинарий около дома, забора, хозяйственной постройки, делайте его пропорциональным. Это не означает в буквальном смысле гору с дом высотой. Просто взгляд человека будет соизмерять площади видимых фигур, поэтому большой по площади, но при этом невысокий альпинарий будет удачно вписываться в пространство рядом с крупными архитектурными объектами.
Понимание «золотого сечения» появилось еще тогда, когда о саккадах и видеоэкологии никто не знал. Но именно эта иррациональная величина, примерно равная соотношению 1:1,6 большинством людей воспринимается как гармоничная и приятная. Что это означает применительно к вашему альпинарию?
Очень эффектно и при этом приятно для глаз будут смотреться рядом предметы, один из которых в 1,6 раза выше другого. Положите этот принцип в основу подбора пропорций между альпинарием и окружающими предметами. Его же можно использовать, размещая различные объекты на вашей альпийской горке: растения, камни и декоративные элементы различных пропорций.
Если ваш участок слишком мал, а дом на нем велик, посадите между ними кустарники, которые будут в 1,6 раза меньше стены дома. Теперь вам не придется громоздить гигантский альпинарий, соразмерный дому. Его размеры будут соотноситься с кустарником. Кстати, это соотношение можно пропорционально сократить до 1:4,1 и так далее. Но, возможно, вам придется сдерживать размеры кустарников регулярной стрижкой.
Рокарий из одинаковых по размеру камней или разбитый на монотонные по высоте террасы будет смотреться плохо. И здесь, подбирая высоту, на которой будут располагаться террасы и камни, используйте принцип «золотого сечения». Если сад камней у вас плоский, расставьте акценты камнями высота которых соотносится как 1:1,6.
Создавая ассиметричную горку, вы столкнетесь с вопросом: насколько лучше сместить вершину от центра? Как расположить самый крупный камень на плоскости? И тут руководствуйтесь упомянутым принципом. Самая зрительно притягательная точка будет располагаться там, где с одной стороны до границы (или центра ближайшего декоративного элемента) будет отрезок длиной в 1 единицу, а с другой – отрезок длиной 1,6. Как раз тут и будет находиться ассиметричная вершина, камень, самое эффектное растение, фонарь или фигурка садового гнома. Невольно зритель будет останавливать внимание в этой точке.
Композиции можно строить и по другому принципу – симметрии. Только, как вы помните, прямых острых линий и геометрически четких углов следует избегать. За основу композиции можно взять эффектный камень причудливой формы, а вокруг него – два предметам меньшего размера, но похожих между собой по размером и декоративной функции. Но и тут надо помнить, что альпинарий – это имитация природного ландшафта, а в естественных условиях строгая симметрия крайне редка. Поэтому сместите симметричные детали из их расчетного положения – это усилит эстетический эффект.
Принципы симметрии и золотого сечения можно применять вместе – все зависит от предметов, которыми вы располагаете. Если у вас единственный интересный камень или растение, уместно его разместить согласно «золотому сечению». В случае, если их два или больше, можно использовать принцип симметрии. В любом случае лучше всего заранее начертить схему будущего альпинария. Если у вас не хватает воображения или опыта, воспользуйтесь готовыми чертежами, которые можно найти в интернете или на специальных обучающих дисках. Перед окончательной установкой камней и посадкой растений проведите «примерку» - разместите их на запланированные места и полюбуйтесь, что у вас получилось. При этом рассматривайте свой шедевр с разных углов. Здесь больше важны ваши чувства, чем формальные планы и замеры.
Самые выигрышные детали должны быть видны из точки преимущественного обзора (с дорожки, крыльца, балкона, скамейки в саду). Идеально, если центр композиции будет виден со всех возможных ракурсов. Не размещайте эффектный китайский домик или роскошное растение за крупной глыбой. Здесь действует простой принцип: высокие предметы располагаются на заднем плане, а те, что ниже – ближе к зрителю. Однако эта рекомендация лучше всего подходит для альпинария, расположенного у стены или забора.
Планировка перспективы, открытой с нескольких сторон, - куда более трудная, но и интересная задача. Например, если вы располагаете альпийскую горку среди газона, когда она открыта для обзора из любой точки. Здесь отведите больше места высоким предметам и растениям, которые окружите очень низкими почвопокровными жителями, камнями или красивой декоративной мульчей. При этом высокие предметы будут выглядеть намного выигрышнее, если они будут пространственно разнесены. При этом в самой верхней части горки декоративные элементы нежелательны – сама по себе вершина – уже есть зрительный акцент. В противном случае особенности нашего зрительного восприятия приведут к ощущению, что альпинарий ниже, чем есть на самом деле. Самое главное при этом – включенные в альпинарий детали должны быть не более чем в 1,6 раза выше самой горки. И желательно еще, чтобы такой предмет или растение были в единственном числе. Когда будете оценивать пропорции по высоте, помните, что на высокой террасе растение будет смотреться выше. При этом важно расположение самой верхушки растения, а не его физический размер - ведь именно вершины в ландшафте создают характерный силуэт.
Мы же помним верование китайских мастеров, что злые духи движутся по прямой? А вот извилистые линии помогают их укротить. В любом случае, граница альпинария, как и прогулочная дорожка, имея изогнутые линии, будет смотреться намного гармоничнее. Прямые линии окружающих строений и выступающие углы скройте лианами или высоким кустарником. Линии должны иметь мягкую текучесть – это создает особое настроение и новые зрительные акценты. Например, прямая линия меньше задерживает взгляд, прямая дорожка вынуждает спешить, а плавные изгибы продлевают прогулку, настраивают на созерцательный лад и делают отдых более полноценным.
Садоводы часто совершают ошибку, направляя дорожку прямо на альпинарий. Или возводя его на перекрестке дорожек. В этом случае взгляд мчится по прямой линии и с разгону врезается в альпийскую горку. Зрительные мышцы глаза при работе в таком режиме быстро утомляются, вызывая ощущение дискомфорта у человека. Словами он это выразить вряд ли сможет, но вот находиться в таком саду долго точно не захочет. Ломаные линии в планировке (особенно с острыми и прямыми углами) производят тот же эффект. Скругляйте все острые углы! В местах, где сходятся несколько линий, создаются новые зрительные акценты, отличные от того, что задаются симметрией или пропорциями «золотого сечения». В месте изгиба линии, глаз невольно замедляется – самое место расположить особенно эффектное растение или элемент. Исследовательский инстинкт зрителя задаст невольный вопрос: «Что заставило линию дорожки изогнуться?» Размещая красивое растение, камень или малую архитектурную деталь, вы даете ответ на этот вопрос. Только помните: психологический акцент должен находиться внутри изгиба, а не вовне. На фото вверху слева представлены малые архитектурные формы (глиняные горшки), которые расположены вне изгиба. Для фотографии, где центром композиции выставлены кувшины - картинка выглядит вполне гармонично. Однако, в реальном пространстве, внутри изгиба, явно находится крупный куст, объем которого доминирует над скульптурами в виде горшков, что и создает баланс расположения предметов и растений на участке.
В будущих публикациях, которые коснутся уже непосредственно подбора растений и строительства альпийской горки, мы рассмотрим решение композиционных линий и цветовых акцентов, а также этапы строительства альпинария.
Окружайте себя красивыми вещами, любуйтесь жизнью во всех ее проявлениях и будьте благополучны!
В продолжение темы об устройстве альпийских горок на приусадебном участке, мы от общих понятий и подготовительных работ переходим непосредственно к процессу строительства, которое, безусловно, начинается с детальной проработки дизайна будущего альпинария.
Позволим себе небольшое, но любопытное отступление. Начав статью, автор вспомнил, как несколько лет назад работал над интереснейшей темой, которой очень захотелось поделиться с читателями. Тем более, что эта тема имеет непосредственное отношение к ландшафтному дизайну.
Во все глаза
Случалось ли вам наблюдать сады, парки, клумбы и альпийские горки – на первый взгляд, безупречные и даже роскошные, но, тем не менее, оставляющие не самое лучшее впечатление? Бывает, пышно цветущий сад, просто, как говорится, «не цепляет», а порой и вовсе вызывает раздражение. Скорее всего, гнетущие ощущения у зрителя возникают потому, что при устройстве ландшафтных композиций авторам не хватило не только хорошего вкуса, но и элементарного понимания особенностей зрительного восприятия человека.
Долгие годы изучая эти самые особенности, доктор биологических наук, академик РАМН Василий Филин вывел прямую взаимосвязь между визуальной средой, которая окружает человека, и его самочувствием. В 1989 году новое направление в науке получило название «видеоэкология» - от слов «видео» - все то, что человек видит с помощью органа зрения, и «экология» - наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой.Основана видеоэкология на концепции об автоматии саккад. Саккада – это, говоря упрощенным языком, быстрые движения глаз, не улавливаемые сознательным разумом.
Автоматией саккад называется свойство глазодвигательного аппарата человека совершать быстрые движения глаз непроизвольно, в определенном ритме в бодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов и во время парадоксальной стадии сна. До научно обоснованной академиком Филиным концепции возникновение саккадических движений глаз рассматривалось как совершенно ясный (почти сознательный) процесс, обусловленные некими побудительными причинами. К примеру (да простят меня авторы концепции за грубое сравнение), есть зрительный объект – есть зрительная реакция на него и соответствующее движение глаз.
Однако все не так просто. Если опустить научную терминологию и сложные вычисления, механизм нашего зрительного восприятия сводится к следующему. Во-первых, мы не отдаем себе отчета в том, каким образом происходит движение глаз, и что собой представляет внутренняя психологическая работа по восприятию зрительных образов. Например, расстояние до предметов мы оцениваем с помощью бинокулярного зрения. Мозг при этом постоянно сравнивает напряжение мышц каждого глаза. А определенные линии в пространстве заставляют глаз двигаться медленнее или быстрее. Между тем, в отличие от работы мышц рук или ног, которая совершенно четко воспринимается сознанием, работа мышц глаза подсознательная. И результат ее проявляется в нашем сознании в виде различных чувств и эмоций, которые обозреваемый ландшафт (или объект) вызывает.
Почему мы инстинктивно стремимся окружать себя красивыми вещами, красивыми людьми или разглядывать прекрасные картины природы?
На уровне инстинктов в нас, как и в любом другом живом существе,заложена потребность постоянно оценивать уровень опасности в окружающей обстановке. Мы редко отдаем себе отчет, но острые линии и прямые углы (их называют «тайные стрелы») вызывают у нас тревогу и дискомфорт.
Обращали ли вы внимание, что в природе нет прямых углов? Как нет двух абсолютно похожих друг на друга элементов – травинок, листиков, камней, даже людей и животных? А теперь оглянитесь вокруг – на урбанизированную среду в которой мы живем: изобилие одинаковых архитектурных решений, прямых углов, унылых серых поверхностей…
При вертикальном перемещении взгляда у нас работают одни мышцы глаза, а при горизонтальном – другие. Если глаза чрезмерно часто движутся в одном направлении (а к этому как раз и побуждают визуальные объекты наших городов), глазные мышцы устают точно так же, как руки при монотонной работе. Но и здесь мы не можем осознавать этой усталости. Она проявится в ухудшении настроения, головной боли, депрессии. Собственно, оздоровление визуальной среды нашего обитания – и есть краеугольный камень учения академика Филина. Дело в том, что за последнее столетие визуальная среда современных городов претерпела значительные изменения – не в лучшую сторону. Она изрядно «загрязнена» гомогенными и агрессивными визуальными полями, изобилием прямых линий, прямых углов и больших плоскостей, как говорилось выше. Такие условия в местах обитания человека приводят к росту числа психических заболеваний, увеличению количества людей, страдающих близорукостью и к ухудшению нравственности. За примером далеко ходить не надо – достаточно обратить внимание на некоторые наши микрорайоны, застроенные однотипными домами, со скудной растительностью и отсутствием красиво оформленных мест отдыха. Просто находиться там – сомнительное удовольствие. А каково жить?
Агрессивными визуальными полями основатель видеоэкологии называет поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на поверхности. К ним как раз относятся многоэтажные дома с большим количеством окон (значительное число одинаковых элементов), на котором глазу трудно определить, на какое окно он смотрит – ведь все совершенно одинаковые. Современная архитектура загромождает города геометрически выверенными небоскребами, где на огромной стене рассредоточено много одинаковых окон – от 500 и более. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно – это как ткань в горошек или мелкую полоску, от которой, что называется, в «глазах рябит». Человек может испытывать буквально физические страдания, не говоря уже об отсутствии эстетического наслаждения. Это происходит потому, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки (размер 20) приходится одновременно больше одного окна (его размер – менее 10). Бинокулярный аппарат глаз в таких условиях не может полноценно работать.
Между тем, в наших городах есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных визуальных полей. В качестве примера авторы концепции приводят Новый Арбат в Москве, состоящий из гигантских домов-книжек по одной стороне и башен с «гребенками» балконов – по другой (фото слева). Дом-книга как бы захватывает человека, и его глаза оказываются в плену гигантской геометрической структуры. Долго смотреть на стену-сетку, а уж тем более, любоваться ею – невозможно, т.к. глазу после саккады не на чем остановиться: акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди множества других глаз физически не может.
И эта удручающая тенденция – черта большинства современных городов. Основатель видеоэкологии предлагает рассмотреть панораму одного из крупнейших американских городов Сиэтла. На первый взгляд, его вид величествен и необычен. Но достаточно быстро вы заметите, что глаза «скользят» по фотографии вправо-влево, вверх-вниз, не находя опоры для взгляда. В этом главная опасность агрессивных полей разного размера – они «бьют по глазам», не давая возможности остановиться на чем-либо. Но и это излишне – все здания ясны в полном объеме с первого взгляда. Что тут рассматривать?
Отдавая должное техническому гению строителей, мы все же стремимся перевести взгляд на что-нибудь менее раздражающее. Например, бессмертные творения волшебника Антонио Гауди – любование ими вызывает чистую, почти детскую радость, а созерцание его работ никогда не надоедает.
Восприятие нами цвета также имеет свои закономерности. В наших глазах есть различные рецепторы, предназначенные для восприятия цвета и яркости. Например, за поток света и зрение в сумерках отвечают клетки, похожие на палочки. Другой вид рецепторов – колбочки – воспринимают цвета предметов. В нашем распоряжении три вида колбочек для восприятия основных цветов: красного, синего и желтого. Другие существа, например, пчелы, воспринимают цвет иначе, чем мы.
Что печально – агрессивные визуальные поля преследуют нас не только на улице. Дома мы снова оказываемся во власти строгих геометрических пропорций: оконные и дверные проемы, мебель, бытовая техника и даже ковры – сплошные прямые углы и четкие линии. Отчасти это продиктовано стремлением сэкономить пространство, но ущерб нашему здоровью такая среда наносит гораздо больший.
Стоит ли удивляться сообщениям о количестве самоубийств в больших городах или подростках, ни с того ни с сего берущих в руки оружие и стреляющих в своих сверстников?
Кстати, китайские мастера фен-шуй ничего о видеоэкологии не знали. Однако твердо верили, что злые духи движутся по прямой, и настоятельно рекомендовали избегать прямых линий и острых углов при планировке строений, садов и малых архитектурных форм.
Что же нам делать? Как защититься от визуальной агрессии?
Хорошо еще на этапе планирования квартиры (дома) отказаться от стандартных дверных и оконных проемов в пользу арочных сводов, предметы домашнего обихода, вплоть до ковров и дорожек выбирать с приятными зрительными акцентами, избегая прямых линий и геометрических рисунков. Всю домашнюю обстановку сразу заменить трудно, поэтому можно использовать различные визуальные приемы: накрывать мебель чехлами, покрывала, салфетками, вешать зеркала с мягкими обтекаемыми линиями.
А как эффективно использовать принципы видеоэкологии в планировании ландшафта на приусадебном участке? Рассмотрим в следующей главе.
Дизайн альпинария
Чувство гармонии от вашего альпинария у зрителя возникнет только в том случае, если линии сада и его цветовое решение будут сбалансированы, одни зрительные рецепторы не будут переутомляться в ущерб другим. Потому что, как и при любой физической нагрузке, при восприятии сада у человека должны быть задействованы все мышцы глаза и все рецепторы. Примером тому являются альпийские луга, сотворенные самой природой (на фото слева).
Чем ландшафтный дизайнер отличается от художника? Его полотно – все окружающее пространство, а инструменты и краски – это предметы, которые он размещает в определенном порядке. Тем более, стоит помнить, что альпийская горка – это живая, динамическая картина, которая постоянно меняется. В течение сезона она будет менять не только краски, но и возможно, очертания. Поэтому заранее продумайте, какие растения будут цвести вместе, какие – выйдут на сцену после. Во все сезоны в альпинарии должны быть яркие пятна.
Будьте готовы к тому, что некоторые растения начнут чрезмерно разрастаться (нередко самые красивые из них имеют сорняковую природу), а другие погибнут. Диссонанс, который будет возникать время от времени, вам придется подправлять: некоторые элементы менять местами, подсаживать новые растения и искать для них место, избавляться от погибших. Содержание альпинария – очень хлопотный и непрерывный процесс. Более подробно об этом было описано в статье "Приусадебный участок своими руками". В этом процессе дизайн, установка камней и первичная посадка растений – всего лишь начальный этап.
Планируя размещать альпинарий около дома, забора, хозяйственной постройки, делайте его пропорциональным. Это не означает в буквальном смысле гору с дом высотой. Просто взгляд человека будет соизмерять площади видимых фигур, поэтому большой по площади, но при этом невысокий альпинарий будет удачно вписываться в пространство рядом с крупными архитектурными объектами.
Понимание «золотого сечения» появилось еще тогда, когда о саккадах и видеоэкологии никто не знал. Но именно эта иррациональная величина, примерно равная соотношению 1:1,6 большинством людей воспринимается как гармоничная и приятная. Что это означает применительно к вашему альпинарию?
Очень эффектно и при этом приятно для глаз будут смотреться рядом предметы, один из которых в 1,6 раза выше другого. Положите этот принцип в основу подбора пропорций между альпинарием и окружающими предметами. Его же можно использовать, размещая различные объекты на вашей альпийской горке: растения, камни и декоративные элементы различных пропорций.
Если ваш участок слишком мал, а дом на нем велик, посадите между ними кустарники, которые будут в 1,6 раза меньше стены дома. Теперь вам не придется громоздить гигантский альпинарий, соразмерный дому. Его размеры будут соотноситься с кустарником. Кстати, это соотношение можно пропорционально сократить до 1:4,1 и так далее. Но, возможно, вам придется сдерживать размеры кустарников регулярной стрижкой.
Рокарий из одинаковых по размеру камней или разбитый на монотонные по высоте террасы будет смотреться плохо. И здесь, подбирая высоту, на которой будут располагаться террасы и камни, используйте принцип «золотого сечения». Если сад камней у вас плоский, расставьте акценты камнями высота которых соотносится как 1:1,6.
Создавая ассиметричную горку, вы столкнетесь с вопросом: насколько лучше сместить вершину от центра? Как расположить самый крупный камень на плоскости? И тут руководствуйтесь упомянутым принципом. Самая зрительно притягательная точка будет располагаться там, где с одной стороны до границы (или центра ближайшего декоративного элемента) будет отрезок длиной в 1 единицу, а с другой – отрезок длиной 1,6. Как раз тут и будет находиться ассиметричная вершина, камень, самое эффектное растение, фонарь или фигурка садового гнома. Невольно зритель будет останавливать внимание в этой точке.
Композиции можно строить и по другому принципу – симметрии. Только, как вы помните, прямых острых линий и геометрически четких углов следует избегать. За основу композиции можно взять эффектный камень причудливой формы, а вокруг него – два предметам меньшего размера, но похожих между собой по размером и декоративной функции. Но и тут надо помнить, что альпинарий – это имитация природного ландшафта, а в естественных условиях строгая симметрия крайне редка. Поэтому сместите симметричные детали из их расчетного положения – это усилит эстетический эффект.
Принципы симметрии и золотого сечения можно применять вместе – все зависит от предметов, которыми вы располагаете. Если у вас единственный интересный камень или растение, уместно его разместить согласно «золотому сечению». В случае, если их два или больше, можно использовать принцип симметрии. В любом случае лучше всего заранее начертить схему будущего альпинария. Если у вас не хватает воображения или опыта, воспользуйтесь готовыми чертежами, которые можно найти в интернете или на специальных обучающих дисках. Перед окончательной установкой камней и посадкой растений проведите «примерку» - разместите их на запланированные места и полюбуйтесь, что у вас получилось. При этом рассматривайте свой шедевр с разных углов. Здесь больше важны ваши чувства, чем формальные планы и замеры.
Пространственная перспектива
Самые выигрышные детали должны быть видны из точки преимущественного обзора (с дорожки, крыльца, балкона, скамейки в саду). Идеально, если центр композиции будет виден со всех возможных ракурсов. Не размещайте эффектный китайский домик или роскошное растение за крупной глыбой. Здесь действует простой принцип: высокие предметы располагаются на заднем плане, а те, что ниже – ближе к зрителю. Однако эта рекомендация лучше всего подходит для альпинария, расположенного у стены или забора.
Планировка перспективы, открытой с нескольких сторон, - куда более трудная, но и интересная задача. Например, если вы располагаете альпийскую горку среди газона, когда она открыта для обзора из любой точки. Здесь отведите больше места высоким предметам и растениям, которые окружите очень низкими почвопокровными жителями, камнями или красивой декоративной мульчей. При этом высокие предметы будут выглядеть намного выигрышнее, если они будут пространственно разнесены. При этом в самой верхней части горки декоративные элементы нежелательны – сама по себе вершина – уже есть зрительный акцент. В противном случае особенности нашего зрительного восприятия приведут к ощущению, что альпинарий ниже, чем есть на самом деле. Самое главное при этом – включенные в альпинарий детали должны быть не более чем в 1,6 раза выше самой горки. И желательно еще, чтобы такой предмет или растение были в единственном числе. Когда будете оценивать пропорции по высоте, помните, что на высокой террасе растение будет смотреться выше. При этом важно расположение самой верхушки растения, а не его физический размер - ведь именно вершины в ландшафте создают характерный силуэт.
Планировочные линии альпинария
Мы же помним верование китайских мастеров, что злые духи движутся по прямой? А вот извилистые линии помогают их укротить. В любом случае, граница альпинария, как и прогулочная дорожка, имея изогнутые линии, будет смотреться намного гармоничнее. Прямые линии окружающих строений и выступающие углы скройте лианами или высоким кустарником. Линии должны иметь мягкую текучесть – это создает особое настроение и новые зрительные акценты. Например, прямая линия меньше задерживает взгляд, прямая дорожка вынуждает спешить, а плавные изгибы продлевают прогулку, настраивают на созерцательный лад и делают отдых более полноценным.
Садоводы часто совершают ошибку, направляя дорожку прямо на альпинарий. Или возводя его на перекрестке дорожек. В этом случае взгляд мчится по прямой линии и с разгону врезается в альпийскую горку. Зрительные мышцы глаза при работе в таком режиме быстро утомляются, вызывая ощущение дискомфорта у человека. Словами он это выразить вряд ли сможет, но вот находиться в таком саду долго точно не захочет. Ломаные линии в планировке (особенно с острыми и прямыми углами) производят тот же эффект. Скругляйте все острые углы! В местах, где сходятся несколько линий, создаются новые зрительные акценты, отличные от того, что задаются симметрией или пропорциями «золотого сечения». В месте изгиба линии, глаз невольно замедляется – самое место расположить особенно эффектное растение или элемент. Исследовательский инстинкт зрителя задаст невольный вопрос: «Что заставило линию дорожки изогнуться?» Размещая красивое растение, камень или малую архитектурную деталь, вы даете ответ на этот вопрос. Только помните: психологический акцент должен находиться внутри изгиба, а не вовне. На фото вверху слева представлены малые архитектурные формы (глиняные горшки), которые расположены вне изгиба. Для фотографии, где центром композиции выставлены кувшины - картинка выглядит вполне гармонично. Однако, в реальном пространстве, внутри изгиба, явно находится крупный куст, объем которого доминирует над скульптурами в виде горшков, что и создает баланс расположения предметов и растений на участке.
В будущих публикациях, которые коснутся уже непосредственно подбора растений и строительства альпийской горки, мы рассмотрим решение композиционных линий и цветовых акцентов, а также этапы строительства альпинария.
Окружайте себя красивыми вещами, любуйтесь жизнью во всех ее проявлениях и будьте благополучны!
При использовании информации из данной статьи на других интернет ресурсах (сайтах, страниц социальных сетей, при комментировании вне данного ресурса и др.), убедительная просьба давать ссылку на данную страницу или 1stroitelny.kz Благодарим за соблюдение общеизвестных правил, принятых в интернет пространстве!
Дополнительные материалы по ландшафтному дизайну в рубрике "Статьи" на нашем портале: Ландшафтный дизайн
В фотогалерее нашего портала, Вы можете посмотреть подборку фотографий по тематикам:
1. Альпийские горки
2. Озеленение приусадебных участков
3. Водоем, пруд, фонтан
4. Террасная доска
В каталоге нашего портала расширенный выбор поставщиков услуг по озеленению:
1. Альпийские горки
2. Арки, перголы, берсо
3. Архитектурные формы
4. Устройство газонов
5. Устройство полива
6. Устройство садов
Материал подготовлен редакцией портала http://www.1stroitelny.kz. Все вопросы и предложения высылайте на адрес редакции 1st_redakciya@mail.ru
Размещение материала на других интернет-источниках, только с указанием ссылки на www.1stroitelny.kz
Плагиат проверяется посредством http://content-watch.ru/
Плагиат проверяется посредством http://content-watch.ru/
Комментарии
Оставить свой комментарий
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, личная регистрация занимает не более 1 минуты.
Если Вы уже зарегистрировались, авторизуйтесь.
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте